Сангина - что это такое? Применение сангины в рисовании

В стародавние времена материалы для рисования были исключительно натурального происхождения. Таковыми были мел, черные земли, уголь, сангина, карандаши из свинца и серебра, которые при трении оставляли следы на бумаге.

К услугам современного художника имеется бесчисленное множество материалов различных составов и цветов: карандаши, фломастеры, маркеры и многое другое. Все они изготовлены как из натуральных, так и из искусственных материалов. Их назначение крайне различно.

В этой статье мы расскажем об одном из древнейших материалов. Сангина - что это такое? Как ей работать и какую бумагу использовать? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой статье.

сангина что это такое

Сангина - что это такое?

Слово «сангина» в переводе с латыни означает «кроваво-красный». Сангина - что это такое? В рисовании это мягкий материал коричнево-красных оттенков. Карандаши-палочки, чаще всего без какой-либо оправы, в форме круглого или четырехугольного мелка – это и есть сангина.

Мел красного цвета – натуральная сангина. Что это такое в современности? Оксид железа и каолин с небольшим количеством клеящих веществ. Сангина производится в форме небольших удобных мелков с гранями и без них.

История сангины

Известен этот материал еще с античных времен, но широкое распространение он получил только в эпоху Возрождения. Технику «трех карандашей» художники начали использовать именно в то время. Рисунок наносился сангиной, углем или сепией на тонированную бумагу, после чего необходимые участки высветляли белым мелом.

Данная техника пользуется популярностью и в современном мире: считается, что работы в этой технике являются наиболее удачными.

сангина для рисования

Бумага для рисования сангиной

Материал многих выдающихся работ – сангина. Что это такое? Фотореалистичные портреты, пейзажные зарисовки и зарисовки с натуры. Но для того чтобы раскрыть все достоинства сангины, необходимо правильно подобрать бумагу для рисования. Как нельзя лучше подойдет фактурный, достаточно плотный материал. Помните, что чем больше зернистость выбранной бумаги, тем более неоднородной будет получаться линия. Тонированная бумага сделает рисунок более эффектным: подберите оттенок сангины так, чтобы он сочетался с тоном холста. Для этого необходимо сделать на обратной стороне листе несколько пробных штрихов.

Сангина: цветовая гамма

Цветовая гамма этого материала дает широкие возможности: рисунки человеческого тела, портреты и пейзажи, выполненные сангиной, получаются очень естественными. Для этого необходимо выбрать цвет, который наилучшим образом отвечает натуре. Так, обнаженная натура удачнее получается в красноватых тонах, а пейзажные зарисовки – в серовато-коричневых. Выигрышно смотрится и сочетание холодных и теплых тонов: для этого сангину комбинируют с углем.

уголь сангина

Техника работы с материалом. Карандаш, сангина, мел: можно ли использовать в одной работе?

Сангиной рисуют на шероховатой бумаге, плотном картоне или холсте. Основной техникой рисования является сочетание тонких линий растушевки, широких мазков и пятен различной интенсивности. Работы, выполненные этим материалом, крайне живописны за счет вариации толщины штриха, разнообразия пятен и возможность избавится от неправильно проведенной линии. Благодаря различной толщине граней мелка есть возможность проводить различные линии: особенно это помогает при создании быстрого наброска.

Сангина ценится художниками за свой коричнево-красный оттенок. Он достаточно естественен и деликатен для изображения оттенка кожи. Однако материал подойдет и для иных типов рисунка, будь то пейзаж или натюрморт. Для использования сангины необходимо запомнить несколько правил его применения.

Рисунки выполняются либо исключительно сангиной – тогда работа ведется только штрихом без растушевки, либо в сочетании с карандашом черного цвета – тогда в работе применяется растушевка. В первом случае изображение получается в коричневых тонах, во втором – преобладает красный оттенок.

сангина что это такое в рисовании

Сочетание сангины и черного карандаша на белой бумаге создает тона, близкие к тону тела: краски, так необходимые в этом случае, налицо. Красная и желтая заключается в самой сангине, белая – в бумаге, а множество переходных и составных оттенков создает смесь материалов. Так, сангиной можно создать весьма интересные работы.

В большинстве случаев рисунок сразу наносится мелками. Приоритет отдается наброскам, так как сангина не требует идеальной точности при построении. Однако если вы не уверены в том, что сможете правильно передать форму и объем предмета с первого раза, то вы можете наметить контуры простым карандашом. Лучше использовать твердый карандаш и наносить линии, едва прикасаясь к бумаге. Сангина легко перекроет светлые штрихи. Если вы беспокоитесь, что контуры карандашного эскиза будут слишком заметными и темным, то осветлите их клячкой. Обычный ластик лучше не использовать, потому что он снимает верхние слои бумаги, что будет заметно на законченной работе.

Штриховка – это один из способов создания работы с помощью сангины. Потренироваться в ней можно, равномерно накладывая штрихи на лист, расчерченный на одинаковые квадраты. Первый квадрат заполните вертикальной штриховкой, второй – горизонтальной. Далее попробуйте накладывать штрихи полукругом и наискосок. Необходимо поработать и над толщиной линии: проведите по бумаге острой гранью мелка так, чтобы получился тонкий отрезок. Теперь сделайте то же самое с помощью плоской стороны кусочка сангины. Также посмотрите, какой штрих дадут боковые стороны мелка.

сангина что это такое фото

Чтобы получить разную насыщенность тона, научитесь регулировать силу нажима на материал. Линию можно растирать специальной растиркой, ватной палочкой или пальцем: так меняются прозрачность слоя и глубина цвета.

Создавая работу с помощью сангины, можно использовать либо только один из способов, растирку или штриховку, либо их сочетание. Напомним, что этот материал хорошо комбинировать с углем или белым мелом. Первым можно затемнить определенные участки, а вторым – высветлить.

Фиксация сангины: нужна или нет?

Сангина для рисования не требует фиксации на бумаге, холсте или картоне. Однако если у вас есть желание, чтобы рисунок, выполненный этим материалом, был более долговечен, можно поместить его под стекло либо закрепить фиксативом. Для сохранности рисунка в альбоме можно переложить листы калькой.

карандаш сангина

Кто работал сангиной?

Сангина – что это такое? Материал для рисования многих выдающихся мастеров живописи. Ренуар, Микеланджело, Моне, Рембрандт, Леонардо да Винчи, Рафаэль – все они создавали им свои гениальные творения. Сангина для рисования использовалась великими русскими художниками, например, Валентином Серовым, Карлом Брюлловым и многими другими.

Сангина – это один из мягких материалов для рисования, который по форме напоминает небольшие бруски красного оттенка. Она известна как природный пигмент, состоящий из глинистого вещества, которое залегает в различных вулканических породах.

На основе способа приготовления сангины, а также ее химического состава, может варьироваться оттенок от терракотового до насыщенного коричневого. В настоящее время этот материал используется художниками для черчения подготовительных этюдов, набросков и зарисовок.

Рубенс П. П. - Сын Рубенса НиколаусРубенс П. П. - Оборот наброски фигур

Благодаря своему красноватому оттенку сангина отлично подходит для изображения структур и пропорций человеческого тела на бумаге. Более того, в процессе работы художник может размягчать ее водой для того, чтобы получить оптимальную насыщенность тона и плотность штриха.

Красные мелки для рисования изготавливаются как для профессиональных художников, так и для новичков, а различаются оттенками и формой.

На прилавках магазинов можно найти следующие формы сангины:

  • Бруски, изготовленные в виде круглого или же квадратного сечения.
  • Заостренные тонкие стержни.
  • В виде карандаша, изготовленного в деревянной оправе.

Происхождение термина

Термин произошел от латинского слова «sanguis», который переводится как «кровь». Впервые ее обнаружили в Италии, после во Франции в недрах земли. Ранее ее использовали в виде натурального минерального материала, а современные художники рисуют восковыми мелками с добавлением художественной сангины.

Свойства и особенности сангины

Химическая структура состоит из смеси белой глины и окислов железа. Цвета могут быть как яркими, так и бледными, прозрачными или непрозрачными. Стоит отметить, что передача материала на бумагу в основном зависит от техники, в которой работает художник.

Жан-Батист Грез - Испуганный мальчикЖан-Батист Грез - Портрет мужчины

Помимо этого, мелок отличается рядом преимуществ:

  1. Рисунок сангиной устойчив перед воздействиями солнечных лучей и света.
  2. Существует большое количество разнообразных оттенков.
  3. Материал обладает высоким качеством, его можно приобрести за доступную цену.
  4. При желании художник может использовать сангину, комбинируя ее в разнообразных техниках работы.

Однако, несмотря на все эти преимущества, она все же обладает недостатком, а именно работы сангиной не могут долгое время сохранять первозданный вид. Спустя определенное время мельчайшие частички натурального пигмента могут начать сыпаться с бумажного листа. Именно поэтому, после того как художник нарисовал картину, он закрепляет ее при помощи лака или кладет его под стекло.

Сколько оттенков красного в ней

Материал «Sanguine», как правило, описывают как кроваво-красный цвет. Однако, помимо этого, в ее цветовой гамме различают от светло-терракотовых до невероятно глубоких коричневых оттенков, которые порой могут даже уходить в черный.

Рубенс П. П. - Спящий фавнРубенс П. П. - Четыре эскиза головы мавра

Благодаря этому художник может написать, как натюрморт сангиной, так и портрет, не используя какие-либо другие красители. Кроме того, в сангине различается огромное количество оттенков красного, которые могут быть и в теплых тонах, и в холодных.

Что нужно, чтобы рисовать сангиной

Для того, чтобы рисовать сангиной, человеку потребуется лишь бумага и красный мелок. Помимо этого, может потребоваться специальный планшет для рисования, художественный ластик, кнопочки, необходимые для закрепления бумаги и твердый карандаш.

Жан-Батист Грез - Мольба. Портрет девочкиЖан-Батист Грез - Портрет молодого джентльмена

Оттенок краски очень сильно зависит от того, что художник планирует передать на холст. Например, для выполнения пейзажа сангиной идеально подходят более темные тона, так как благодаря этому работа выглядит более реалистичной.

Антуан Ватто - Ариадна, Вакх и ВенераАнтуан Ватто - Этюд к Празднику Любви

Бумага, на которую будут накладывать графический материал, должна быть с немного шероховатой плотной основой. Для живописи художник может использовать, как более светлую, так и тонированную бумагу, поскольку заметной разницы нет.

В конце работы автор должен использовать фиксатив – специальное средство, которое закрепляет рисунок. Благодаря ему готовый рисунок можно сохранить на долгое время, не боясь, что оно начнет сыпаться. Однако, стоит помнить, что средства отличаются составами, в связи с чем некоторые жидкости могут изменить оттенок конечного цвета, сделав его темнее.

Этапы рисования

Техника рисования сангиной состоит всего из трех этапов. А именно:

  1. Мастер на листке нужного размера писчей бумаги должен опробовать материал. Для этого он может начертить любую графику, например, линии или штрихи.
  2. После этого профессиональный художник переходит к написанию необходимой модели на листке ватмана, не делая предварительных рисунков при помощи карандаша. Менее опытные творцы сперва рисуют линейный набросок, используя привычный набор графитов, после чего обводя его мелком.
  3. В завершении оформляется объемно-теневой рисунок при помощи одной из техник работы.

Закрепление

Как правило, работы, выполненные при помощи сангины, закрепляют только при необходимости. Рекомендуется делать это, используя медленно высыхающие средства. Для этого также можно использовать молоко или желатин, предварительно разбавленный с водой.

Кроме того, стоит отметить, что при использовании фиксатива со спиртом, есть вероятность того, что рисунок потемнеет.

История живописи сангиной

Впервые материал сангина использовался еще в доисторической эпохе. В различных уголках Земли до сих пор сохранились рисунки первобытных людей на скалах, возраст которых зачастую превышает 10 тысяч лет.

Однако, использовать ее в более профессиональной технике начали только к концу XV века в Италии. Благодаря тому, что земли Италии были богаты природными запасами охры и белой глины местные ремесленники научились изменять оттенок сангины, делая обжиг основных ингредиентов.

До конца XIV века мелки использовались для выполнения эскизов. К настоящему моменту сохранилось большое количество работ, нарисованных сангиной. Их авторами выступают величайшие мастера эпохи Возрождения. Их широко использовали в XV и XVI веках известные художники, такие как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Андреа дель Сарто.

На территории России так же есть огромное количество залежей минерального материала, однако его практически не использовали. Только в XX веке этот материал для художественных работ получил большое распространение.

Художники, работавшие с сангиной

Леонардо да Винчи

Чаще всего изображал на холсте натуры обнаженного тела. Более того, в этой же технике Леонардо да Винчи написал знаменитую картину «Туринский автопортрет», на которой изображен сам художник.

Рафаэль Санти

Он использовал сангину не только как дополнительный инструмент в процессе рисования, но создавал самостоятельные художественные изображения с помощью нее.

Питер Пауль Рубенс

Величайший фламандский художник, живший в XVII веке. К настоящему моменту сохранилось немалое количество его оригинальных произведений искусства, выполненные в мифологической и религиозной тематике.

Жан-Батист Грез

Яркий представитель портретного жанра в XVIII. Он рисовал подготовительные эскизы сангиной, которые поражают невероятно детальным изображением героев на картине.

Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов - Мария БоткинаВалентин Александрович Серов - Натурщица

Это один из русских художников, который писал свои произведения с использованием сангины. Картины Серова всегда выделялись тем, что он мог передать настоящую культуру и быт России.

Карл Павлович Брюллов

Карл Павлович Брюллов - НатурщикиКарл Павлович Брюллов - М. И. Глинка за роялем

Стал одним из самых выдающихся художников России. Более того, живописец был удостоен звания «первая кисть государства», а его произведения искусства сейчас можно найти в Третьяковской галереи.

Картины известных художников

«Максим Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца». Частная коллекция.»

Репин И. Е. - М.Горький читает в Пенатах свою драму Дети солнца
М.Горький читает в Пенатах свою драму Дети солнцаРепин И. Е.

Автор этого произведения — Илья Ефимович Репин. Произведение написано в 1905 году. В процессе написания автор использовал только уголь и сангину.

«Мадонна Безмолвия».

Микеланджело Буонарроти - Мадонна Безмолвия
Мадонна БезмолвияМикеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти написал ее в 1538 году. Автор, используя сангину, сделал набросок картины, которая впоследствии стала известна по всему миру.

«Женщина, сидящая в кресле. Этюд к картине «Завтрак»».

Франсуа Буше - Женщина, сидящая в кресле. Этюд к картине Завтрак
Женщина, сидящая в кресле. Этюд к картине ЗавтракФрансуа Буше

Автор представленного творения — Франсуа Буше, а создал он ее в 1739 году.

«Странники в Эммаусе».

Франсуа Буше - Странники в Эммаусе
Странники в ЭммаусеФрансуа Буше

Это еще одна картина известного художника Франсуа Буше, которая была написана в 1760-е года.

«Крестьянин»

Борис Михайлович Кустодиев - Крестьянин
КрестьянинБорис Михайлович Кустодиев

Автор — Борис Михайлович Кустодиев. На произведении также можно увидеть набросок крестьянина, выполненный с использованием мелка.

Декоративное панно «Осень»

Антуан Ватто - Осень
ОсеньАнтуан Ватто

Антуан Ватто – автор творения, изображал свою живопись в стиле Рококо. Представленная картина не стала исключением.

«Туринский автопортрет»

Леонардо да Винчи - Туринский автопортрет
Туринский автопортретЛеонардо да Винчи

Это автопортрет, написанный Леонардо да Винчи в возрасте 60 лет.

Отличия от угля, соуса, пастели, сепии

Уголь, соус, пастель и сепия также отлично подходят для прорисовки графического изображения. Однако, они все же немного отличаются от сангины.

Уголь позволяет нарисовать более четкие линии на холсте, которые после можно просто стряхнуть, соус больше подходит для растушевки, у него нет большой цветовой палитрой.

Сепия же отличается от сангины тем, что обладает более насыщенным оттенком, а пастель, наоборот, менее яркая. Также, стоит отметить, что все эти материалы можно сочетать в процессе работы. Например, благодаря сочетанию угля и сангины художник может создавать тени.

Соус, пастель, уголь распространены в мире не менее, чем сангина. Многие именитые художники использовали эти материалы в своих работах: Репин Илья Ефимович написал портрет Элеоноры Дузе, используя только уголь, Михаил Александрович Врубель написал картину «Жемчужина», используя пастель, а Владимир Лукич Боровиковский написал картину «Мальчик с ангелами» при помощи соуса.

Изучаем еще один интересный материал для рисования – сангину. Что это такое, как выглядит и как рисовать картины сангиной начинающим художникам, читайте в моей новой статье!

Старинный материал

Как вы знаете, раньше, во времена великих творцов, все материалы, которыми работали живописцы, имели натуральный состав. Это уже потом появился акрил и прочие химические добавки.

Наравне с мелом и углем, сангина тоже входит в число древнейших материалов, состоящих из натуральных веществ.

В этой статье я хочу рассказать вам о том, откуда вообще взялась сангина, почему она так называется, кто ей рисовал и как, а также, расскажу, что нужно иметь начинающему художнику, который захочет рисовать сангиной.

Кстати, у меня недавно появился новый онлайн-курс, «Портреты карандашом», где я учу писать портреты соусом, углем, сепией, карандашом, и, конечно же, сангиной!

Итак, давайте начнем с истории – откуда появилась сангина?

Что такое сангина и история ее появления

В переводе с латинского, слово сангина, означает «кровь». Выглядит сангина для рисования как мел, только более мягкий по текстуре и красного цвета, отсюда, видимо, и название.

Но, как и в случае с соусом и другими графическими средствами, цвет художественной сангины имеет несколько оттенков, от коричневого до терракотового.

Сангина для рисования - фото

В большинстве своем сангину используют на начальном этапе рисования, для создания набросков и эскизов. Так, например, в Древней Греции, сангину использовали чтобы сделать первоначальный эскиз рисунка на вазах, прежде чем нанести на них эмаль.

Кстати, первые упоминания о красном мелке, относятся еще к эпохе Палеолита. Специалисты нашли древние рисунки, сохранившиеся на стенах некоторых пещер. На них были изображены животные, нарисованные красной краской – сангиной.Начиная с конца XV века, и вплоть до конца XVIII века, сангина все больше и больше становилась популярным материалом для творчества, наравне с карандашом и углем.

Как и большинство материалов и произведений в живописи, сангина для рисования получила широкое распространение в Италии – родине великих мастеров эпохи Возрождения. Это объясняется тем, что природа этой солнечной страны, имела все необходимое для создания красных мелков: глина, охра, сиенская земля, все это было в достатке на итальянской земле.

Как и уголь, итальянские мастера обжигали все компоненты и изготавливали сангину для местных художников, которым сильно полюбилась сангина. Если вы посмотрите музейные экспонаты, то заметите, что до нас, сквозь века, дошло множество рисунков – портретов и натюрмортов, выполненных сангиной.

Сегодня сангина входит в учебную программу многих художественных школ. Наша школа тоже не осталась в стороне, и в новом онлайн-курсе «Портрет карандашом для начинающих», я включила в программу урок по работе с сангиной.

Виды и особенности сангины

Что такое сангина? Изначально сангину изготавливали из натуральных компонентов – минеральных материалов. Теперь же сангина – это смесь глины, воска, связующих веществ и пигментов.

Эти два вида – искусственный и натуральный, и по сей день используются художниками в равной степени, для получения максимального изобразительного эффекта.

Изготавливают сангину в виде небольших брусочков, или карандашей, совсем как соус или уголь.

У сангины, как и у любого другого художественного материала, есть свои плюсы и минусы. Так, в число плюсов сангины входит:

  • устойчивость к солнечным лучам;
  • многообразие оттенков цвета;
  • бюджетная стоимость;
  • доступность в магазинах;
  • возможность рисовать сангиной в смешанной технике, как соусом, например.

Но, несмотря на все плюсы, сангина очень хрупкий материал, и при неправильном хранении рисунков, она может осыпаться и стереться с листа бумаги. Поэтому, многие художники рекомендуют сразу оформлять работу в раму, под стекло, для особой надежности.

Цвет у сангины тоже имеет большое значение – ее широкая цветовая гамма позволяет создавать очень естественные и натуральные рисунки: портреты, пейзажи, натюрморты. Рисунки сангиной, в основном, выполняют в красных, терракотовых и коричневых тонах. Но иногда, для придания большей выразительности, сангину комбинируют с черным угольным карандашом или соусом.

Продается сангина в наборах – либо с несколькими брусками разных оттенков, либо, с несколькими брусочками одного оттенка.

Что нужно для рисования сангиной

Карандаш

Что нужно для рисования сангиной - карандаш - фото

Как таковой карандаш вам может понадобиться для прорисовки мелких деталей, или, для создания легких набросков, и чтобы наметить основной рисунок. Для этого вам понадобится простой твердый карандаш.

Для большего эффекта и прорисовки сложных мелких деталей, берите сангину в виде карандаша, а не брусочка.

Сангину же выбирайте по оттенку, в зависимости от того, что хотите нарисовать: портрет по фото, например, будет красиво смотреться в красных оттенках, а создавая пейзажи или натюрморты, возьмите для рисунка сангиной коричневые брусочки.

Какую бумагу взять

Бумага вам понадобится плотная, с шероховатой текстурой. Вы можете использовать как классическую белую бумагу, так и цветную бумагу, как, например, бумага для пастели, а также характерного оттенка крафтовую бумагу.

Фиксатив

Что нужно для рисования сангиной - фиксативы - фото

Вообще, такие рисунки можно не закреплять лаком, лучше будет, если их сразу убрать под стекло. Но, понятно, что не у всех есть такая возможность. Поэтому, можно покрыть ваш рисунок, выполненный сангиной, специальным фиксирующим спрей-лаком (жидкий не подойдет).

В художественных магазинах как правило продают специальные лаки, поэтому, я бы не советовала вам использовать обычный лак для волос. Также, помните, что лак всегда немного меняет цвет краски на картинах и рисунках, делает их более темными.

Если вы не хотите пользоваться лаком, а возможности убрать рисунок под стекло у вас пока нет, просто переложите его калькой, это предотвратит воздействие окружающей среды на материал.

Техника: как рисовать сангиной рисунки

Как рисовать сангиной - фото

Рисовать сангиной можно по-разному, в том числе, и в разных техниках. Широкими мазками, тонкими линиями, штриховкой или полной заливкой – как рисовать сангиной выбирайте в зависимости от рисунка и задач, которые ставите перед собой.

Чтобы сделать цвет рисунка более насыщенным, рекомендуется также сильнее нажимать на брусок с сангиной, либо, смочить немного водой, как соус.

Наоборот, если вы хотите создать прозрачность, или поработать в технике лессировки, то вам поможет такой прием, как растушевка. Растирайте сангину до нужного вам оттенка пальцем, ватной палочкой, или мягкой сухой кистью. Растушевать рисунок стоит еще и в том случае, если вы работаете сангиной вместе с карандашом.

Как рисовать сангиной - растушевка - фото

В качестве основы, как я уже писала выше, берите текстурную бумагу, картон или холст, если захотите создать картину.

Варьируя толщину штриха, вы можете придать своему рисунку особую выразительность. А для разнообразия линий просто рисуйте брусочком сангины, а не карандашом – у брусков всегда интересно заточены грани, которые позволят вам создать красивый и интересный набросок или рисунок.

Как рисовать сангиной - растушевка и штриховка - фото

Вообще, создавая работы сангиной, поработайте над штриховкой, потренируйтесь накладывать ее с разных сторон и разной интенсивности. Также, если вы уже освоились с материалом, попробуйте сочетать штриховку вместе с растушевкой – и вы увидите, получится весьма интересный результат.

Известные художники, рисовавшие сангиной

Как вы помните из начала статьи, широкое распространение сангина получила в Италии, в эпоху Возрождения. Конечно же, художники и мастера того времени не могли обойти стороной этот материал.

Неудивительно, что несравненный Леонардо да Винчи делал наброски своих рисунков сангиной. В основном он рисовал обнаженную натуру, но также сангиной был выполнен его «Туринский автопортрет».

Рисунки сангиной известных художников - Леонардо да Винчи - фото
Предполагается, что Леонардо да Винчи нарисовал свой автопортрет в возрасте 60 лет

Наряду с Леонардо, сангиной пользовались и другие мастера:

Андреа дель Сарто
  • «Портрет сидящего мужчины»
  • «Стрелки из лука перед гермой»
Микеланджело

Рафаэль Санти, например, использовал сангину не только для набросков, но и для создания самостоятельных произведений.

  • «Бракосочетание Александра и Роксаны»
  • Набросок
Рафаэль

Питер Рубенс, нидерландский живописец XVII века тоже оставил нам некоторые рисунки сангиной:

  • «Портрет сына», смешанная техника, сангина и карандаш
  • «Спящий фавн»
Рубенс

Как вы могли заметить, многие художники прошлых эпох отдавали предпочтение рисункам человеческого тела и портретам. Это было еще и потому, что сангина превосходно передавала все изгибы и переливы человеческого тела и кожи.

Но были и художники, которые работали в графике, и создавали другие рисунки сангиной, например, пейзажи. Одним из таких художников был Жан Антуан Ватто, французский график и живописец, живший в XVII-XVIII веках, и творивший в эпоху Рококо. Вот несколько его работ:

  • «Аллея в парке»
  • «Пейзаж»

Среди русских художников сангина тоже была весьма популярна. В основном, период распространения сангины в творческой среде в России пришелся на середину-конец XIX-XX веков. Сангиной часто делали эскизы для портретов красками.

Самые известные художники, использовавшие сангину, это, пожалуй, Валентин Серов и Карл Брюллов:

  • Валентин Серов, «Портрет Дмитрия Философова»
  • Карл Брюллов, «Рисунок двух натурщиков»

Заключение

Сангина – это такой графический материал, красновато-коричневого цвета, который можно использовать для создания эскизов и набросков, а также, самостоятельных картин и рисунков.

Сангиной также можно рисовать в разных техниках, добавлять к ней другие материалы, например, черный карандаш или белый мел, придавая рисунку большую выразительность.

Сангину используют вот уже на больше чем 500 лет, а первые упоминания о ней идут еще со времен эпохи Палеолита. Но, несмотря ни на что, этот материал завоевал любовь художников разных эпох и стран, от Леонардо да Винчи, до Валентина Серова и остается актуальным и по сей день.

Буду очень вам благодарна, если вы поставите 5 звезд в конце статьи. А если у вас остались вопросы, вы всегда можете задать их мне в комментариях!

Сангина (от латинского sanguis — «кровь») — это мягкий материал для рисования в форме мелков (брусков) красного цвета. В зависимости от способа приготовления и химического состава цвет сангины варьируется в пределах от насыщенно-коричневого до терракотового. Этот материал художники преимущественно используют при выполнении подготовительных набросков, эскизов и этюдов.

Сангина. Рафаэль Санти. Рисунок «Бракосочетание Александра и Роксаны», XVI век

Сангина, благодаря красноватому цвету, идеально подходит для изображения на бумаге структуры и пропорций обнаженного человеческого тела. В ходе работы этот материал можно размягчать водой, чтобы добиться оптимальной плотности штриха и насыщенности тонов.

Виды и особенности сангины

Сангина по химической структуре представляет собой смесь белой глины (каолина) и окислов железа. В старину мастера использовали натуральные минеральные материалы, а современные производители предлагают художникам мелки искусственного происхождения с добавками воска и связующих веществ.

Сангина. Микеланджело. Рисунок «Стрелы лука перед гермой», XVI век

Изготовленные для профессионалов и любителей разновидности сангины различаются не только оттенками, но и формой. Промышленные образцы этого художественного материала поступают в продажу в виде:

  • брусков круглого или квадратного сечения;
  • заостренных тонких стержней;
  • карандашей в деревянной оправе.

Сангина. Леонардо да Винчи.  Рисунок «Туринский автопортрет», XVI век

К преимуществам сангины можно отнести:

  • высокую устойчивость к воздействию солнечного света;
  • большое разнообразие оттенков;
  • доступную стоимость качественных материалов;
  • возможность использования в различных комбинированных техниках рисования.

Сангина. Питер Пауль Рубенс. Рисунок «Спящий фавн», XVII век

Основным недостатком сангины принято считать недолговечность готовых изображений. Мельчайшие частички красящего пигмента со временем могут осыпаться с листа бумаги. Поэтому по завершении работы художники обычно закрепляют рисунок лаком или размещают его под стеклом.

Сангина. Робер Юбер. Рисунок «Вид Рима с всадником, проезжающим через арку Тита», XVIII век

История сангины

Первые попытки использования сангины в качестве художественного материала уходят корнями в доисторическую эпоху. До наших дней в разных уголках Земли сохранились красноватые наскальные рисунки первобытных людей, а возраст таких изображений нередко исчисляется десятками тысяч лет.

Сангина. Антуан Ватто. Рисунок «Купание Дианы», XVIII век

Но профессиональная техника рисования сангиной появилась значительно позже — во второй половине XV века в Италии. Здесь имелись в большом количестве природные запасы всех необходимых компонентов для производства: охры, сиенской земли и белой глины. Посредством обжига основных ингредиентов в разных пропорциях итальянские ремесленники научились делать сангину различных оттенков, достоинства которой быстро оценили художники.

Сангина. Жан-Батист Грез. Портретная зарисовка. XVIII век

До наших дней сохранилось множество рисунков сангиной, созданных величайшими мастерами Возрождения и всех последующих исторических эпох. Этот удобный художественный материал уже более 500 лет пользуется большой популярностью среди живописцев и графиков.

Сангина. Жан-Оноре Фрагонар. Рисунок «Парковый пейзаж», XVIII век

В наши дни с удовольствием учатся рисовать сангиной дети в художественных школах и детских садах. А профессионалы используют ее для создания как завершенных произведений искусства, так и подготовительных набросков или эскизов.

Сангина. Петр Семенов. Этюд кистей рук. XIX век

Известные художники, работавшие сангиной

К числу известных художников, использовавших сангину в своем творчестве, можно отнести многих великих мастеров изобразительного искусства. Среди них особо выделяются:

  • Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) — гений итальянского Ренессанса. Красным мелком он часто делал наброски с натуры обнаженного тела. В этой же технике нарисован знаменитый «Туринский автопортрет» великого изобретателя, ученого и художника.
  • Рафаэль Санти (Raffaello Santi) — не менее известный мастер живописи эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль использовал сангину не только в качестве дополнительного инструмента, но и создавал с ее помощью вполне самостоятельные художественные произведения.
  • Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens) — величайший фламандский художник XVII века. До наших дней сохранилось множество оригинальных рисунков Рубенса на религиозную и мифологическую тематики.
  • Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) — яркий представитель портретного жанра во французской живописи XVIII века. Его многочисленные подготовительные эскизы сангиной поражают детальным изображением героев будущих картин.

Сангина. Константин Богаевский. Рисунок «Киммерия», ХХ век

Портал Very Important Lot предлагает всем желающим принять участие в аукционах искусства, чтобы приобрести шедевры антиквариата. На сайте также можно купить картины и рисунки сангиной у современных художников напрямую.

Особенности рисования сангиной

19 декабря 2020

Только те, кто хорошо разбирается в искусстве, сможет ответить на вопрос, что скрывается за звучным и романтичным понятием «сангина». Если найти перевод этого слова, то можно подумать, что оно связано с чем-то мистическим и зловещим, поскольку переводится слово сангина как кровь. Однако на самом деле это всего лишь красный мел, который входит в класс мягких художественных материалов.

Примечательно отметить, что такой мел является старейшим художественным материалом. Ведь во многих пещерах, которые относятся к периоду палеолита, можно найти красные рисунки животных. Сангиной пользовались и древние греки. Этот инструмент рисования был необходим им для наметок рисунков на вазах.

Конечно, в те времена сангину нельзя было назвать самостоятельным инструментом рисования. Только к концу 15 века красный мелок получил распространение в искусстве. Первым мастером, кто стал пользоваться сангиной, стал известный во всем мире Леонардо да Винчи. Но не только он использовал этот инструмент в работах. Многие известные художники, такие как Рубенс, Рафаэль, Корреджо, Микеланджело и другие также использовали сангину. Мастера эпохи Ренессанса использовали красный мел для создания набросков и эскизов. Чаще всего мастера используют мягкий цвет сангины для изображения обнаженного тела.

В русском искусстве сангина получила распространение в 20 веке. Художники с его помощью рисовали эскизы портретов и фигурных композиций. Среди русских художников, которые активно использовали в своем творчестве сангину, можно назвать В. Серова, А. Иванова, О. Кипренского и других.

Сангина - что это такое? Применение сангины в рисовании

Добавить комментарий